На главную
Поможем найти врача/клинику 8 (495) 266-64-13 заказать обратный звонок

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - Справочник заболеваний

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития в детском возрасте.

Общая информация

СДВГ проявляется трудностями концентрации внимания, гиперактивностью и неконтролируемой импульсивностью.

Неврологи описывают СДВГ как стойкий и хронический синдром, для которого еще не найден специфическое лечение. Как правило, дети либо «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Существуют три вида расстройства: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, и смешанный тип, который включает в себя все три расстройства.

Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).

СДВГ у взрослых

В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые сейчас не осознают, что именно это и есть причина их плохого внимания, трудностей в изучении чего-то нового, проблемах в межличностных отношениях.

Причины СДВГ

Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько предположений:

  • Инфекции матери во время беременности и воздействие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период
  • Иммунологическая несовместимость по резус-фактору
  • Угрозы выкидыша
  • Хронические заболевания у матери
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение
  • Осложнения при родах (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной), ведущие к травмам позвоночника ребенка, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга
  • Общее ухудшение экологической ситуации
  • Генетические факторы

Диагностика

Основой для постановки диагноза является психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь иногда.

СДВГ можно диагностировать, начиная с дошкольного или школьного возраста, для объективной постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух местах пребывания (например, дома и в садике или школе).

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - это часто сочетание с другими проблемами, например, с таким редким синдромом, называемым синдром Туретта, биполярное аффективное расстройство, дислексия, Синдром Аспергера.

Импульсивность

Вместе с расстройством внимания одним из главных признаков СДВГ является импульсивность — слабый контроль поведения в ответ на определенные требования. Дети быстро реагируют на ситуацию, не дожидаясь советов или инструкций для выполнения задания, а также неадекватно оценивают требования к выполнению. Из-за этого дети неуклюжи, невнимательны и легкомысленны. Как правило, им трудно рассмотреть потенциально негативные, вредные или опасные черты, которые могут присутствовать в ситуациях или их поступках. Они часто подвергают себя необоснованному риску, чтобы показать свою смелость и капризы, особенно перед другими. Из-за этого происходят несчастные случаи с травмами.

Невнимательность

Наличие 6 или более из перечисленных ярко выраженных симптомов невнимательности, сохраняющихся у ребёнка на протяжении как минимум полугода свидетельствуют о наличии такого признака:

  • Неспособность задерживать внимание на деталях; из-за легкомыслия и небрежность допускает ошибки в заданиях, выполняемой работе или других видах деятельности
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении каких-либо заданий или во время игры
  • Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает или не слышит то, что ему говорят взрослые.
  • Обычно не выполняет предлагаемые к заданию инструкции и справиться до конца с ними самостоятельно не может
  • Испытывает большие сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
  • Избегает участие в выполнение заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения или повышенного внимания (школьных заданий, домашней работы, рукоделия)
  • Часто теряет принадлежности, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги, тетради, сменную обувь)
  • Легко отвлекается на посторонние раздражители
  • Забывчивость в выполнении таких повседневных задачах как одевание на прогулку, сбор портфеля и т. д

Гиперактивность

Наличие 6 или более из перечисленных ярко выраженных симптомов гиперактивности, сохраняющихся у ребёнка на протяжении как минимум полугода свидетельствуют о наличии такого признака:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится
  • Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
  • Проявления бесцельной двигательной активности — ребенок бегает, крутится, пытается куда-то залезть тогда, когда это неприемлемо
  • Трудно тихо и спокойно играть или заниматься чем-либо спокойным на досуге
  • Ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор»
  • Часто бывает болтливым
  • Импульсивен, вспыличив
  • Выдает ответы на вопросы не выслушав их до конца, не задумываясь над ними, как правило, неверные
  • С трудом дожидается своей очереди
  • Часто мешает другим, пристает, вмешивается в разговоры или игры

Лечение

Большинство специалистов отмечают эффективность комплексного подхода в лечении, который сочетает в себе несколько моментов, индивидуально составленных для каждого конкретного случая. В терапии СДВГ применяются методы модификации поведения, педагогическая и нейропсихологическая коррекции, психотерапия.

Лекарства применяются исключительно в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены другими методами.

Комитет по правам ребёнка ООН издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».